Спасо-Преображенская пустынь

Sergius monastery in ValgundeСпасо-Преображенская пустынь — Сергиевский женский монастырь в Валгунде. Монашеская жизнь современным светским людям представляется чем-то немыслимым. Нашему разуму трудно понять, что может заставить человека отречься от всех мирских радостей, надеть монашескую одежду и уйти в добровольное заточение. Тем не менее, сотни лет люди продолжают жить в монастырях и совершать духовные подвиги, проводя каждый день с раннего утра и до позднего вечера в молитве и отрешённости от всего земного.

Спасо-Преображенская пустынь появилась на свет в конце XIX века. Находится она буквально в нескольких километрах от Елгавы, на огромной поляне среди густого леса, который паломникам порой кажется почти сказочным. Сказочной кажется и сама монастырская территория. Кругом зелёные деревья, кусты роз самых разных цветов и сортов, удивительная чистота и умиротворяющая тишина, прерываемая лишь пением птиц да звоном колоколов, возвещающих о начале богослужений.

Куда ни глянь — все несёт свой смысл. Колодец с благодатной водой — его освящают пять раз в год. И три старых дуба, сросшихся в единый ствол, — как символ Святой Троицы. В лесу чуть дальше от монастыря — Божья горка. На одном из деревьев сестры укрепили икону Богородицы, поставили несколько деревянных скамеек. Существует предание, что именно здесь когда-то было явление Богородицы.

Официально Спасо-Преображенская пустынь началась 17июня 1894 года. Именно в этот день государь Александр III высочайше соизволил отвести в дар рижской Свято-Троицкой православной общине более 170 десятин казённых лесов под городом Митавой (Елгавой). Однако распоряжения высоких чинов и строгие формальности таковыми бы и остались, если бы не подвижническая деятельность сестёр Екатерины и Наталии Мансуровых. Екатерину и Наталию ждало блестящее будущее — балы, удачное замужество, роскошные выезды в свет. Однако сестры — дочери фрейлины её императорского величества княжны Марии Николаевны, урождённой Долгоруковой, и статс-секретаря его императорского величества Бориса Павловича Мансурова — сознательно отказались от заманчивых перспектив в свете и приняли монашеский постриг.

Много сил положили Екатерина и Наталия на основание в Риге православного женского монастыря. А когда рижская обитель была уже более-менее обустроена, сестры с энтузиазмом принялись за строительство её филиала — Спасо-Преображенской пустыни. По их замыслу рижский монастырь должен был со временем стать крупным просветительским центром православия, а пустынька — местом уединённой сосредоточенной молитвы.

В глухом сосновом лесу, теперь уже принадлежащем православной общине, сестры Мансуровы отыскали полянку, будто бы вырубленную крестом. Здесь на одном из деревьев они укрепили маленькую иконку «Явление Божией Матери Сергию Радонежскому» и горячо молились, чтобы Богородица явила свою милость и помогла в предстоящем нелёгком труде по обустройству обители. Это сейчас в Спасо-Преображенской пустыни постоянно проживают около 70 монахинь. А в первый год их было только шесть, но в темноте леса у иконы Пресвятой Богородицы постоянно теплилась лампада, где вечерами после дневных дел исполнялось сёстрами вечернее молитвенное правило. Постепенно поляну обнесли забором, на месте, где предполагалось возвести храм, установили большой восьмиконечный крест. В храме очень нуждались и сами монахини, и живущее по соседству с пустынью православное население. И вот 6 августа 1897 года в Валгундском лесу по благословению архиепископа Арсения совершили закладку храма во имя Преображения Господня.

Медленно, но верно пустынька благоустраивалась: на пожертвования построили деревянный корпус на семь келий, завершалось строительство дома для паломников и игуменского дома, а 20 июня 1899 года был освящён возведённый Преображенский храм. Это давали всходы неустанные труды первой игуменьи монастыря матери Сергии (Екатерины Мансуровой) и её верной сподвижницы матери Иоанны (Наталии Мансуровой).

После освящения церкви в пустыни начались регулярные богослужения. Как следует из переписки сестёр Мансуровых, задумка сделать пустынь местом уединённой молитвы полностью удалась. «У нас, слава Богу, все тихо, — писала Наталия. — Так мирно и хорошо, что только помоги Бог так дальше».

А в мае 1901 года в Спасо-Преображенскую пустынь впервые принесли крестным ходом чудотворную Якобштадтскую икону Божией Матери. Чудотворная прибыла из Екабпилсского Свято-Духова монастыря в Ригу, где она побывала во многих храмах, оттуда — в Елгаву. А уже из Елгавы её отнесли большим крестным ходом в Спасо-Преображенскую пустынь. Эта благочестивая традиция поднятия чудотворной пришлась по сердцу верующим настолько, что её соблюдали вплоть до 1914года, когда разразилась Первая мировая война. А потом, в круговерти революций и войн, святыня, как и многие и другие, была бесследно утеряна. По одной из существующих ныне версий, её увёз немецкий генерал — собиратель православных икон.

Весной 1907 года был получен специальный указ, разрешавший строительство в пустыни ещё одного храма. Деревянная церковь была задумана и построена в стиле древнерусских, будто бы затерянных в глуши деревенских храмов. К весне 1908 года храм был уже полностью обустроен и освящён во имя небесных покровителей пустыни и рижской обители — преподобного Иоанна Лествичника и преподобного Сергия Радонежского.

Жизнь пустыни все более налаживалась: работала церковно-приходская школа, странноприимный дом принимал паломников, богадельня принимала больных и одиноких женщин. Пустынь стала общепризнанным духовным центром.

В 1915 году Первая мировая война приблизилась и к этим местам. Сестры были в спешном порядке эвакуированы, а в помещениях обители расположился немецкий госпиталь. По сей день, память о тех страшных годах жива в монастыре: на его территории немцы хоронили своих убитых солдат. Несведущий человек, попавший в пустынь впервые, удивится необычным, словно выстроенным в аккуратные ряды крестам. А для сестёр пустыньки уход за могилами немецких солдат — обязательная часть их ежедневного послушания. Никто не забыт в этих стенах, ничто не забыто…

Восстановление разорённой войной обители требовало и сил, и средств, но во всем ощущалась острая нужда — порой сёстрам не хватало даже на хлеб. Но едва монастырь начал оправляться от потрясений, как разразилась Вторая мировая, так что свой теперешний вид обитель приобрела уже в послевоенные годы.

Сейчас сёстры обители полностью обслуживают монастырь своими силами. Они трудятся на кухне и в поле, в пекарне и прачечной, на скотном дворе и в продуктовом погребе. При этом многие из сестёр проявляют себя в различных творчествах. Так, в монастыре есть швеи, вышивальщицы, золотошвейные работы которых являются шедеврами православного церковно-прикладного искусства.

Режим дня у монахинь на протяжении всей жизни практически один и тот же. Каждое утро они встают в 5.30, чтобы уже в 6.00 быть на службе в храме. По её окончании, около 11, отправляются в трапезную на завтрак, затем несут послушания — работают на полях и скотном дворе, шьют, пекут просфоры, убирают храмы и кладбища. В 15.00 у сестёр обед, затем немного свободного времени и вновь послушания. С 17.30 до 19.00 в монастырском храме — вечерня, а после — крестный ход с Иверской иконой Богородицы вокруг монастыря. Далее монахини читают молитвенные правила и спать ложатся не ранее 23.00. В лучшем случае на сон у них остаётся шесть часов. Правда, в воскресные дни, когда богослужения в храме начинаются на час позже, монахиням удаётся поспать чуточку больше. А на рождественской неделе и Святки для них и вовсе наступают каникулы — послушания отменяются, работы по хозяйству ведутся только самые необходимые.

По христианской совести сёстрам приходится заботиться не только о своём монастырском кладбище, где похоронены выдающиеся православные служители Латвии и монахини, но и о захоронении немецких солдат Первой мировой войны, также находящемся на территории обители. На их могилах они так же, как и на всех остальных, высаживают цветы и кладут на Радоницу пасхальные куличики.

Святыни Спасо-Преображенской пустыни:

  1. Икона Спасителя и храмовой образ преподобного Иоанна Лествичника. Эти иконы периодически миро точат, когда же миро стекает особо обильно и постоянно, его собирают мягкой кистью и добавляют в елей. Духовник монастыря архимандрит Тихон каждое воскресенье после Божественной литургии помазывает верующих.
  2. Иверская икона Богородицы, перед которой чаще всего молятся о счастье в личной жизни, даровании детей, исцелении от болезней. Через несколько лет после Второй мировой войны этот образ нашли на чердаке в одном из домиков в пустыньке. Икону поместили в красивую ризу, и буквально сразу по молитвам к ней стали происходить чудеса.
  3. Толгская икона Богородицы.
  4. Казанская икона Богородицы, выполненная из финифти и расписанная эмалью. Пару лет назад этот образ принёс освятить в обитель обычный человек. Отец Тихон тогда тихонечко произнёс: «Вот бы нам в монастырь такую!» Не успел он произнести фразу, как мужчина тут же с радостью подарил обители образ.
  5. Феодоровская икона Богородицы (старинного письма). Находится в царских вратах храма Иоанна Лествичника.
  6. Икона Николая Чудотворца. Она отсутствовала в обители семнадцать лет. Икону украл некий мужчина, все эти годы мучился содеянным и пять лет назад, в канун празднования Николы летнего, решился вернуть святыню домой — просто подбросил образ к входу в храм Иоанна Лествичника.
  7. Икона Преображения Господня. Год назад сёстрам подарила этот образ матушка Сергия из Дивеевского монастыря.
  8. Икона Сергия Радонежского.

На территории пустыньки сегодня действуют три храма — Преображенский (обычно открыт на праздники Пасхи, Рождества и Преображения Господня), во имя Иоанна Лествичника и домовая церковь в честь Рождества Богородицы, где сестры читают молитвенные правила и богослужения проходят только на Рождество Богородицы.