Riga-latviaРига, столица Латвии, расположена на берегу реки Даугавы, была основана в 1201 г. рыцарями Ливонского Ордена. Рига — крупнейший промышленный и культурный центр страны с богатой историей и культурой. Старый город настоящий памятник архитектуры под открытым небом, центр народного музыкального творчества и площадка для проведения сотен ярмарок и фестивалей. Рига по праву входит в список одного из самых красивых городов Европы, старая часть города сохранена в абсолютно неизменном виде и занесена в список ЮНЕСКО, как одно из наследий мировой культуры. В средние века, находясь на стыке сухопутных и водных путей, он развивался как центр торговли и ремесла.

Достопримечательности Риги

Что посмотреть, куда съездить и где отдохнуть, приехав в Латвию? Одним из наиболее интересных и привлекательных мест для туристов — это Рига.

Основные достопримечательности Риги сосредоточены в сердце города — Старой Риге, где улочки до сих пор выложены булыжником и где чувствуется средневековый колорит города. В городе сохранились выдающиеся памятники архитектуры разных эпох. Основной достопримечательностью Риги считается район Вецрига («Старая Рига») с десятками старых зданий.

Рижский мотор музей

Рижский Моторный музей

Рижский Моторный музей

Открытие Рижского мотор музея

Рижский мотормузейРижский Моторный музей является крупнейшим музеем раритетного авто и механического транспорта в Балтийских странах, который был основан в 1989 году.

22 апреля 1989 года состоялась торжественная церемония открытия Рижского мотор музея. Дата открытия была символична: субботник в день рождения Ленина, в день, в который в 1976 году в Москве с завода ЗИЛ был спасен легендарный Auto Union. С открытием музея, в ряду значимых культурно-образовательных учреждений Латвии прибавился в то время ( и на сегодня) крупнейший в Балтии музей старинных автомобилей. В 1989 году новый музей посетило 75 000 человек, годом позже число выросло до 130 000.

Цель музея – коллекционировать, экспонировать и исследовать раритетное авто и механический транспорт, изучать историю их появления, использования и развития, в том числе показать развитие истории автопромышленности в Латвии.

Автомобили, мопеды и велосипеды произведённые в Латвии.

Рижский Моторный музей это возможность увидеть такие образцы Латвийского автостроения, как пожарный автомобиль „Руссо-Балт”, на созданные рижском вагонном заводе легковые автомобили Ford моделей Vairogs V8 и Junior-10, а так же продукцию Рижской автобусной фабрики (RAF) — широко известные микроавтобусы и пассажирский автобус RAF – 976.

Кремлёвская автомобильная коллекция

В Кремлёвской коллекции мотор музея можно посмотреть на лимузины высшего класса лидеров СССР, роскошные импортные автомобили 30-х годов прошлого века, а также пострадавший в аварии Rolls-Royce Silver Shadow Л.И. Брежнева.

Автомобили и мотоциклы довоенного производства

В экспозиции музея представлены как популярные во всём мире Ford- T (1919 года) и Chevrolet- Superior mod. „F” (1924 года), так и менее известные модели автомобилей, такие как выпущенный в Германии 1924 году Selve 12/50 Tourer. В экспозиции можно увидеть немецкие автомобили выпуска второй половины 30-х годов прошлого века. Например, спортивный родстер BMW-328, небольшой массовый автомобиль Mercedes-Benz 170V, а также эксклюзивный Horch- 853.

Специальная и военная техника

В экспозиционном зале первого этажа представлена военная техника, которые воевала на Восточном фронте. В коллекции есть военные мотоциклы и автомобили Германии и Советского союза, а также полученные в 1942 году по ленд-лизу из США грузовик Studebaker US 6, легкий внедорожник Willys MB, мотоциклы Harley-Davidson WLA 42 и Indian 741 B.

Гоночные автомобили

В постоянной экспозиции Рижского мотормузея есть возможность посмотреть на уникальную коллекцию гоночных и рекордных автомобилей. Автомобиль Auto – Union Typ C/D (Германия 1938 год) разработанный для горных соревнований, один из самых уникальных экспонатов как этой коллекции, так и всего музея.

Автомобили и мотоциклы советской эпохи

Рижский Моторный музей получил во владение многие хорошо сохранённые советские автомобили, которые занимают важное место в экспозиции музея, начиная с первого Москвича и заканчивая различными моделями Жигулей. Коллекция музея достаточно полно показывает автомобили, колесившие в своё время по дорогам СССР.

Рижский Моторный музей для детей

Безопасность дорожного движения

Главная цель занятий по Безопасности дорожного движения — познакомить детей с основами правил безопасности движения, а также подготовить к сдаче теоретического экзамена на права для велосипедистов. В Рижском мотор музее предоставляется возможность сдачи вело экзамена CSDD как для групп, так и индивидуально.

Наука и техника

На занятиях по науке и технике дети и подростки смогут попробовать различные эксперименты связанные не только с историей автомобилестроения, но и различные повседневные вещи, о которых, возможно, никогда не задумывались.

Экскурсия по истории автомобилестроения

Рижский мотор музей предлагает специальную экскурсию по истории и развитию автомобилестроения для детей и молодых энтузиастов. Время экскурсии с гидом около 40-60 минут.

Мероприятия для детей в музее

Рижский Моторный музей предлагает интерактивную экскурсию для детей в соответствии с их возрастом, а также поздравление юбиляра. Продолжить торжество после экскурсии по музею можно в кафе или педагогическом классе.

Также предлагает проведение праздничных мероприятий в спорт комплексе «Бикерниеки» на трассе автомобилизма, по адресу ул. Ейзенштейна 4.

Для записи на день празднования просьба предварительно звонить +371 67025888. О резервации кафе или празничного стола, просьба связываться с администрацией кафе +371 25367109, e-pasts: info@mmcafe.lv.

Интерактивность — что детям делать в музее?

Посещение Рижского мотор музея- это увлекательное приключение на весь день. В музее для детей доступны интерактивные рабочие станции, зоны отдыха с различными играми, детская площадка, где юные автолюбители могут почувствовать себя за рулем автомобиля.

Автомобильная трасса

На базе спорткомплекса «Бикерниеки» работает секция по автомоделизму, в которой детям и подросткам предлагается возможность самим конструировать автомобили, которые потом смогут принять участие в соревнованиях. В секции есть возможность получить начальные знания о технике, электронике и металлообработке.

Вело экзамен.

Наравне с автомобилем, велосипед также является полноценным участником дорожного движения, для управления которым необходимо иметь водительское удостоверение. Рижский мотор музей предлагает возможность сдачи вело экзамена CSDD как для групп, так и индивидуально.

Информация для посещении Рижского мотор музея

Рижский мотор музей ждет Вас каждый день с 10:00 до 18:00. Посещение экспозиции может занять у Вас около 2 часов, поэтому рекомендуем прибыть заранее, до 16:30.

Время работы в праздничные дни:

Музей не работает 24., 25., 26., 31. декабря и 1 января

Ботанический сад

Ботанический сад

Ботанический сад

Ботанический садБотанический сад Латвийского университета был основан в 1922 году. На его территории в 15 гектаров расположены тепличные и уличные коллекции, включающие приблизительно 6 000 растений. Ботанический сад это одно из самых любимых мест отдыха в Риге. Вы можете неторопливо обойти компактную, но насыщенную информацией территорию, познакомиться с представителями флоры со всего мира, посетить оранжереи растений, азалий и тропических бабочек, а также просто насладиться природой в эпицентре городской жизни. Садоводы-любители, и интересующиеся ботаникой, и те, кто хочет провести время в красивой и ухоженной среде и заодно узнать что-то новое, — здесь все найдут что-то интересное для себя.

Оранжерея тропических бабочек

В Ботаническом саду Лаоранжерея бабочек. Ботанический садтвийского университета открылась единственная в Балтии оранжерея тропических бабочек с насекомыми из тропиков Южной Америки, Азии и Африки. В природе бабочки порхают стайками на солнечных теплых лужайках. Питаются цветочным нектаром и соком спелых фруктов. Теперь и в оранжерее тропических бабочек можно прочувствовать тропическую экзотику: ощутить прикосновение порхающего крыла, запах тропических растений, духоту воздуха. Не менее интересны чем бабочки их куколки, которые разных размеров и окраски можно рассмотреть через стекло инкубатора.

Ботанический сад

Коллекция ботанического сада обширна и тщательно подобрана. В ботаническом саду можно познакомиться с охраняемыми растениями, лекарственными травами и ядовитыми растениями Латвии. Большинство деревьев и кустарников в дендрарии не характерны для латвийской флоры, например, гамамелис, кедры, сирень, грецкий орех, гингко, шелковица, розы, пробковые деревья и съедобные каштаны. В саду представлена коллекция многолетников, лилий, георгинов, травянистых многолетников и других декоративных растений. В рамках специальной экспозиции можно познакомиться с болотными растениями, а также мхами и лишайниками. В оранжереях представлены различные тропические и субтропические, а также пустынные растения, в том числе кактусы.

Каждый посетитель Ботанического сада сможет выбрать растение для дома, сада, водоема и других целей из широкого ассортимента представленных растений. У специалистов, работающих здесь, вы сможете получить исчерпывающую информацию по вопросам садоводства и цветоводства, а также защиты растений и особенностям ухода за ними. Кроме того, по предварительной договоренности можно принять участие в семинарах, освещающих вопросы размножения растений, особенности их выращивания, информацию по болезням и вредителям растений, а также о применении их в повседневной жизни.

В середине лета, во время цветения липы в ботаническом саду проводится праздник, собирающий садовников, селекционеров, а также садоводов — любителей порадоваться достижениям Латвийских садовников, разнообразию садовых растений, вдохновиться идеями для своего сада и прочувствовать лето, наслаждаясь волшебством красок, звуков и запахов. В период выставки можно покупать и продавать растения, товары и книги по садоводству.

Посещение Ботанического сада – эта отличная возможность познакомится с растениями всего мира, а также посмотреть на интересные и необычные растения, узнать об особенностях их выращивания и ухода за ними.

Контакты:

адрес: Kandavas iela 2, Rīga, LV-1083
Телефон: +371 67450852
E-mail: botaniskais.darzs@lu.lv

Зоопарк

Зоопарк

Рижский зоопарк

Рижский зоопаркЗоопарк в Риге раскинулся на территории живописного микрорайона Межапаркс, западнее озера Кишезерс. Основу Рижскому Зоо положило общество «Рижский зоологический сад», основанное около в 1908 году. Уже 14 октября 1912 года зоосад открылся для посетителей и представил 267 животных 88 видов. Из сооружений тех времён до наших дней сохранилась горное кафе на берегу озера, входные ворота и здание администрации. В 1914 году Зоологический сад обзавёлся 538-ю животными.

Во время Первой Мировой войны многие животные были вывезены в Германию и Кенигсберг, а зоопарк закрылся. Открылся он 24 сентября 1933 года благодаря новому обществу «Латвийский зоологический сад». Коллекция обитателей зоопарка тогда была небольшой — 124 животных 48 видов. Не способствовала развитию зоосада и начавшаяся вскоре Вторая мировая война. Только благодаря самоотверженной работе сотрудников коллекцию животных и помещения удалось сохранить практически без потерь.

После Второй Мировой войны Рижский Зоопарк стабильно развивался и вскоре стал одним из лучших во всем Советском Союзе. В 1987 году в нем насчитывалось 2150 животных 405 видов.

Не лучшие времена пережил зоопарк во время распада Советского Союза: уменьшилось число посетителей, начался кризис. Однако сегодня зоосад вновь расширяется, ведется активное строительство, увеличивается коллекция животных, — зоопарк готовится встретить столетний юбилей.

Рижский зоопарк является излюбленным местом отдыха местных жителей и одной из самых посещаемых туристами достопримечательностей Риги. На сегодняшний день экспозиция зоопарка, расположенного на 20 гектарах, представлена более чем 430 видами различных зверей, птиц, и других животных. Сейчас посетителям зоопарка предлагаются экскурсии продолжительностью от 1 часа 30 минут до трёх часов.

Рижский зоопарк постоянно развивается, появляются новые здания и экспозиции, обновляются коллекции животных. Кроме того, у Рижского зоопарка есть филиал «Цирули», который расположен на шоссе Рига-Лиепая. В зоопарке «Цирули»  проживают 38 пород диких животных и 12 видов домашних животных.

 

Этнографический музей

Этнографический музей в Риге

Этнографический музей

Рига этнографический музей

Этнографический музей под открытым небом в Риге основан в 1924 году, и с тех пор со всех краёв Латвии – Курземе, Видземе, Земгале и Латгале сюда перевезены 118 старинных строений. Все они на территории музея расположены так, чтобы создать представление об историческом сельском пейзаже Латвии. В музее представлены строения крестьян, ремесленников и рыбаков, а также хозяйственные строения — харчевня, кузницы, мельницы, церкви. Интерьер и обстановка строений отвечает конкретным регионам Латвии и образу жизни людей живущих в них.

Этнографический музей под открытым небом в Риге даст доскональное представление о том, как выглядела Латвия в те почти былинные времена, когда крестьянин ещё был всеобщим кормильцем. Музей на берегу озера Югла — изумительное место для долгих неспешных прогулок. Можно взять с собой свою корзинку для пикника, а можно отдать должное латышской кухне в настоящей придорожной корчме под соснами.

Этнографический музей занимает 87 гектаров ухоженного лесного парка. Для показа публике со всех четырёх культурно-исторических краёв Латвии — Курземе, Земгале, Видземе и Латгалии — сюда свезено и заново собрано 118 подлинных старинных латышских строений. Характерные для своей местности крестьянские подворья, ветряные мельницы, кузницы, гончарные печи и дегтярни, дома-мастерские ремесленников, в некоторых из которых можно понаблюдать за работой мастеров исконных народных промыслов.

Каждый год в конце первой недели июня в Этнографическом музее проходит обширная ярмарка, куда латышские ремесленники и художники привозят высококачественные украшения, текстиль, плетёные и кованые изделия, керамику и т.д.

Рабочее время:

МУЗЕЙ ОТКРЫТ ЕЖЕДНЕВНО С 10.00 ДО 17.00

Адрес:

Улица Бонавентурас 10, Рига, LV-1024
67994106; касса: 67994515

 

Кафедральный собор

Рижский кафедральный собор Рождества Христова

Кафедральный собор в РигеКафедральный собор Рождества Христова

Необходимость строительства в Риге нового кафедрального собора обсуждалась еще в конце XVIII века. Но практическая реализация этой идеи стала осуществляться только спустя сто лет. С благословения епископа Рижского и Митавского Вениамина (Карелина) в семидесятых годах XIX века был начат сбор пожертвований на будущий храм. Спустя полгода князь Багратион, будучи генерал — губернатором Прибалтийского края, направил ходатайство министру внутренних дел Рос­сии о строительстве в Риге достойного кафедрального собора.

К ходатайству «присоединилась» сама природа. 1 сентября 1873 года над Ригой разразилась ураганная буря. Один из ударов молнии пришелся на Петро — Павловский собор. Рухнул верхний карниз колокольни. Огнем уничтожило часть росписи. Во многих местах исчезла позолота. Без сте­кол остались верхние окна. Собор, и без того крайне тесный и скромный по убранству, стал требо­вать значительного ремонта.

Это обстоятельство ускорило решение вопроса. 17 апреля 1874 года, по повелению Александра II, Рижской епархии выделяется 900 тыс. рублей.

А в это время три известных рижских архитектора Я.-Ф. Бауман, Г. Шель и Р. Пфлуг уже завер­шили работу над своими проектами будущего собора.

Каждый проект проходил в Риге, Санкт-Петербурге и Москве компетентную экспертную оцен­ку. В итоге, в декабре 1875 года, на проекте академика Пфлуга была начертана резолюция Алексан­дра II: «Приступить к сооружению…»

Строительство сдавалось в подряд на конкурсной основе. Предпочтение было отдано виленскому губернскому архитектору академику Чагину.

Освящение закладки собора состоялось 3 июля 1876 года. Первый камень в будущее здание заложил епископ Рижский и Митавский Серафим (Протопопов).

К началу 80-х годов XIX века сооружение здания было уже практически завершено. Но в это время Александр III прислал в дар храму 12 колоколов. Самый большой, во имя Александра Невско­го, весил более 800 пудов. Каждый колокол являлся выдающимся произведением художественного литья. Отливались они на заводе московского купца Николая Дмитриевича Финландского. Отливал колокола один из выдающихся мастеров конца XIX века Ксенофонт Веревкин.

Этот ансамбль колоколов требовал специального архитектурного решения по их размещению. Р. Пфлугу было заказано дополнительное проектирование. Проект архитектора оказался весьма удач­ным. Колокольня над главным входом в храм создавала особую перспективу. Выполненная в еди­ном с собором архитектурном стиле, она придавала большую объемность весьма высокому в целом зданию.

Через восемь лет строительство храма было полностью завершено. 24 апреля 1884 года состоя­лась передача его в ведение духовного ведомства. А в субботу, 27 октября 1884 года, над Ригой впервые раздался звон всех 12 колоколов собора Рождества Христа Спасителя.

Вскоре рижский кафедральный собор становится общепризнанным духовным центром не толь­ко Риги, но и всего края. В его деятельности принимают участие многие выдающиеся представите­ли духовенства. В ряде источников сохранились сведения о том, что в сентябре 1894 года здесь совершал богослужение протоиерей Иоанн Кронштадтский, причисленный ныне к лику святых.

Во главе многосторонней деятельности собора находились его настоятели. Первый из них — протоиерей В. С. Князев. Профессор церковно-библейской истории, канонического права и церков­ной археологии, он всемерно способствовал обогащению духовно — нравственного и эстетического уровня деятельности храма, широкому приобщению православных рижан к истории культуры, ис­конным традициям.

В первом десятилетии XX века настоятелем кафедрального собора назначается преподаватель Рижской духовной семинарии протоиерей В. И. Плис. Благодаря выдающимся представителям ду­ховенства и высокообразованным рижанам престиж собора был исключительно высок, тем более что богослужения совершались здесь на четырех языках: церковно — славянском, латышском, эстонском и немецком.

По свидетельству современников, каждое посещение собора приносило людям душевное от­дохновение, радость высокодуховного состояния. Этому в немалой степени способствовала особая внутренняя атмосфера храма, его убранство, общая гармония всего находящегося вокруг.

Единое художественное решение имели резные иконостасы и клиросы. Их украшали узорча­тые колонны, позолоченный орнамент из литого цинка, уникальная резьба по дереву. Особую худо­жественную ценность представляли ажурные позолоченные врата главного придела. В общий стиль собора вписывалась церковная утварь. Все предметы ее были изготовлены из серебра 84-й пробы искусными мастерами московского фабриканта Хлебникова.

В течение нескольких лет создавалась ризница собора. Облачения священнослужителей шили лучшие золотошвеи мастерской парчовых изделий Cанкт-Петербургского купца Жевержеева. К со­жалению, авторы и исполнители этих уникальных изделий остались неизвестными.

Поистине бесценным сокровищем собора Рождества Христа Спасителя было его собрание икон. Они выполнялись на холсте и цинке, белом металле и кипарисной доске. Их писали по золотому фону, ориентируясь на образцы старинной церковной живописи. Множество людей приносили в дар собору иконы и лично участвовали в обогащении этого выдающегося собрания иконописи, часть которого сохранилась еще с основания Рижской епархии (1850 год).

К числу икон наиболее раннего письма относились те, что были перенесены крестным ходом из Петро-Павловского храма в день освящения нового кафедрального собора. Значительная часть икон была выполнена по специальному заказу строительного комитета. Их авторами стали выдающиеся художники. Кисти В.В.Верещагина принадлежали храмовые иконы «Рождество Христово», «Рож­дество Пресвятой Богородицы» и «Св. Александр Невский». Он был также автором икон первого яруса главного иконостаса и Царских врат.

Иконы второго и третьего ярусов главного иконостаса писал художник Васильев. Среди работ К. Шамшина известны иконы «Богоматерь с Младенцем» и «Иоанн Креститель».

В числе дарителей икон были не только рижане, но и жители многих других мест, в частности Петербурга и Москвы.

Известно, что в главной и дополнительных церковных и ризничных описях значилось 850 пред­метов. Все они имели церковную, историческую, художественную и материальную ценность. В их число входили церковная живопись, богослужебные книги, облачения, митры, ковры и многое — мно­гое другое. Значительная часть этих уникальных ценностей была пожертвована рижанами. Рижских благотворителей было столь много, что всех их назвать не представляется возможным. Дары посту­пали от рижского купечества, великосветских кругов, различныхобществ.

В целом на строительство собора было израсходовано более полумиллиона рублей. Внутреннее обустройство обошлось в 140 212 рублей 87 копеек. Это в то время, когда фунт (400 г) хлеба стоил 2 копейки, а мяса — 15, в тысячу раз было дешевле, чем сейчас, серебро.

Трагический поворот в судьбе храма начался в первую мировую войну. В 1918 году Рижское самоуправление фактически закрыло собор. Богослужение в нем было запрещено. А когда архиепи­скоп Иоанн Поммер прибыл в Латвию по приглашению Вселатвийского собора православных при­ходов, то застал храм в катастрофическом состоянии.

Окна без стекол. Колокольня без своих уникальных колоколов. Убранство осквернено. Дорогие, художественной работы иконостасы перекорежены, свалены в кучу. Порушена роспись, распятие выброшено в мусор. Исчезло все, что представляло ценность. О том, кто в этом виноват и куда девались ценнейшие памятники православного церковного искусства, многовековой культуры, спо­рят и по сей день. Версий много, но возвратить мало что удалось.

Трудный путь к воскрешению начался с того, что высокопреосвященнейший архиепископ Ио­анн (Поммер), дабы предотвратить дальнейшее уничтожение храма, собрать все, что еще осталось и можно было привести в порядок, реставрировать, поселился в подвале собора. Для обогрева была сложена печь. Постепенно, ценой немалых усилий и нелегкой борьбы, началось восстановление храма. Помогали рижане и те русские, которые в одночасье стали эмигрантами, потеряли все, ли­шились крыши над головой.

Деятельность собора возобновлялась с трудом. Вначале на каждое богослужение требовалось специальное разрешение властей. И только с Рождества 1922 года кафедральный собор начал свою каждодневную службу. Богослужение совершалось на церковно — славянском и латышском языках.

К середине 30-х годов кафедральный собор был приведен в порядок, обновлена роспись. Шла упорная борьба за возвращение бывшего имущества собора, в том числе икон, церковной утвари. Храм вновь стал духовным центром Риги.

Новый удар нанесла вторая мировая война. Опять разорение и воскрешение собора вновь. По­сле войны шла обычная духовная жизнь. Собор продолжал быть духовной опорой для многих и многих людей, познавших ужасы и беды этой чудовищной войны.

Но то, что не уничтожили две мировые войны и революция, было разорено в 60-е годы. Распо­ряжением Совета Министров 5 октября 1963 года собор был закрыт. На этот раз уничтожено и растаскано было все. От собора остались только стены. Но и их уродуют, перекрывают железобето­ном, делают межэтажные перекрытия. Застраивают и перекраивают внутреннее пространство, унич­тожая роспись. Дельцы от «знания» превращают храм в доходное место и эксплуатируют его три­дцать лет.

Только с июля 1991 года начался нелегкий путь к воскрешению. Почти пять лет шел демонтаж. Сложность была в том, что потолочные перекрытия, неизвестно как уложенные, создавали угрозу стенам самого здания. Требовались не только значительные средства, но и исключительная осто­рожность. Особую трудность представляли восстановительные работы центрального купола.

Духовная жизнь собора началась в тяжелейших условиях 6 января 1992 года, когда Высокопреосвященнейший Владыка Александр совершил первое богослужение. С тех пор были начаты регу­лярные богослужения. Одновременно, с неимоверными трудностями, но непрерывно, день за днем велись восстановительные работы. Каждый шаг в этом направлении из года в год дается с огром­ным трудом. Сейчас Собор великолепно расписан. Покрыты медью все купола, сделана новая кры­ша. Позолочен крест на центральном куполе. Но еще многое предстоит сделать.

Семьями благотворителей Владимира Ивановича Малышкова и Игоря Владимировича Малышкова пожертвован прекрасный иконостас.

Усилиями многих и многих людей трижды воскресший «Рижский», как его именуют в народе, Христорождественский собор, уже обрел свое достойное место в духовной и культурной жизни Латвии.

Информация взята с официального сайта Рижского кафедрального собора — http://sobor.lv

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова в РигеСобор Святого Иакова в Риге – главная католическая церковь Латвии, четвертая по величине церковь Риги. Собор. Св.Иакова представляет собой памятник кирпичной готики. Первое упоминание о церкви, находившейся на месте нынешнего собора, датируется 1225 годом. Эту дату, выгравированную на центральном западном фасаде церкви, считают предположительным годом постройки церкви Св. Иакова.

В период реформации в 1552 году прихожане рискнули провести в этой церкви первое в истории Риги богослужение по лютеранским образцам. В 1524 году во время пика анти католических волнений церковь Св.Иакова, как и большинство католических церквей города, подверглась разгрому, результатом которого стало практически полное уничтожение внутреннего интерьера.

Во время осады города русскими войсками царя Алексея Михайловича в церковь Св.Иакова попадает несколько снарядов. Два из них в память об осаде Риги были замурованы в стены центрального фасада, и ещё два – в алтарную часть.

За все время своей истории церковь несколько раз меняла своё вероисповедание и частично перестраивалась. В 1756 году к основному зданию церкви пристроили остроконечный шпиль в форме восьмигранника. В 1782 году был построен новый центральный портал. С 1923 года церковь Св.Иакова вновь принадлежит католическому вероисповеданию.

Высота церковной башни, включая шпиль, составляет 80 метров. Во внутренних интерьерах можно увидеть растительный орнамент, украшающий капители на хорах церкви. Такой тип орнамента является редким для церковного канона готического скульптурного декорирования. Первоначально церковь была зального типа, сегодня это трехнефное сооружение, составляющее в плане 27 на 50 метров. В целом внутренний интерьер церкви достаточно прост и лаконичен, что впрочем, соответствует концепции оформления католических сакральных сооружений. В 1736 году на шпиль церковной башни был помещён традиционный флюгер в виде петуха, который мы можем видеть и сегодня.

В 1680 году в церкви, которая в то время была главной королевской лютеранской церковью, был создан алтарь. Предполагается, что он является самым ранним алтарём в Латвии, выполненном в барочном стиле. Кто является создателем этого алтаря неизвестно. В 1902 году было принято решении о ликвидации алтаря, уже пришедшего в негодность. Для сооружения нового было приглашено 2 мастера: резчик по дереву Якоб Шраде и скульптор Кристоф Миттельхаузен. Несмотря на то, что старый алтарь был разобран, кое-что от него сохранилось, а именно украшающие его резные фигура ангелов, которые хранятся в музее истории Риги и мореходства. В 1924 году, появился новый алтарь, который был уже третьим по счёту.

Одним из интересных элементов интерьера церкви Св.Иакова является кафедра. Она выполнена в ампирском стиле, её изготовил мастер Август Готхильф Хейбель в 1810 г. кафедра сделана из красных пород дерева, по её площади размещены интарсии с богатым растительным орнаментом и изысканными арабесками. Вообще особенностью храма является смешение архитектурных стилей во внутреннем убранстве церкви, тогда как снаружи она сравнительно однородна.

В 1761 году органный мастер Генрих Андрей Конциус приступил к созданию органа для церкви. До наших дней этот орган не сохранился. Новый был сделан в 1913 году, Создателем современного органа стал мастер Э. Мартин. Окна собора Св.Иакова покрывают витражи, время создания которых относится к прошлому веку. Так три ярких витража, которые украшают окна восточной стены хора, изготовлены в 1902 году в стиле модерн.

Церковь Святого Петра

Церковь Святого Петра

Церковь Святого Петра

Церковь Святого Петра в РигеЦерковь Святого Петра в Риге является уникальным символом и одной из главных достопримечательностей города Риги (Латвия). Впервые это выдающее произведение архитектуры было упомянуто в 1209 году. Церковь известна своим необыкновенным шпилем, высота которого 64,5 метра при общей высоте башни церкви в 123,5 метра.

Храм Святого Петра возводился, как народная церковь. Он, наперекор Домскому собору, который был построен властями Риги, возводился на собранные средства от ремесленников, купцов и даже простых крестьян. Вместе с тем, церковь Святого Петра являлась основным культовым зданием привилегированного слоя населения в феодальной Риге. При храме работала одна из древнейших школ города.

Храм построен в готическом стиле. Первоначально помещение было не очень большим. Планировалось возведение обыкновенной церкви. Но в начале 15 века была возведена новая алтарная часть здания и колокольня в готическом стиле. После, в 17 веке, были воздвигнуты декорированные барочные порталы, и у церкви появился шпиль, который мы можем наблюдать и в наши дни.

Шпиль церкви Святого Петра – это наиболее узнаваемая его часть и неотделимая составляющая панорамы города Риги.

В XIII веке башня храма, возможно, представляла собой отдельно стоящее здание. Впервые, как часть церкви, башня была построена в конце XV века. Именно тогда был воздвигнут восьмигранный шпиль из дерева, который простоял почти двести лет. В середине XVII века постаревший шпиль рухнул. Пострадал один из домов, и погибли восемь человек. Шпиль был восстановлен в следующем году, но через 10 лет сгорел. В 1690 году шпиль был вновь построен. Интересно, что этот шпиль долгое время являлся самым высоким шпилем из дерева в Европе, высота которого 64,5 метра при общей высоте башни церкви в 123,5 метра.

В 1721 году в башню церкви Святого Петра попала молния. Возник пожар. В его тушении принимал участие российский император Пётр I, находившийся в Риге в это время. К сожалению, пожар потушить не удалось. Шпиль практически весь выгорел и рухнул. К счастью, горящий шпиль не обрушился на город, а «сложился сам в себя». Это не вызвало лишних разрушений. По легендам – помогли молитвы Петра I . В этом же году Петр I своим указом повелел воссоздать шпиль. Работы закончились только через два десятка лет – в 1741 году. Просуществовал воссозданный шпиль ровно два века и был уничтожен в день памяти Святого Петра (по григорианскому календарю). Церковь изрядно пострадала во время Второй Мировой войны. Долгое время здание было разрушено. И лишь в 1966 году оно было восстановлено. Строительство шпиля было окончено только в 1973 году. Формы и размеры нового шпиля всецело повторяли оригинал. Но выполнен он был из металла. В шпиле появились две смотровые площадки на высоте 57 и 71 метр. А для удобства посетителей был установлен лифт и железобетонные лестницы.

Сегодня среди туристов и гостей города особой популярностью пользуются смотровые площадки церкви Святого Петра, а сам шпиль изображён на множестве снимков и сувениров.

Цeркoвь Скорбящей Богоматери

Цeркoвь Скорбящей Богоматери

Цeркoвь Скорбящей Богоматери

Цeркoвь Скорбящей БогоматериЦeркoвь Скорбящей Богоматери в Риге является первым каменным сакральным сооружением в Риге, построенным после начала реформации в Ливонии. На её месте стояла небольшая капелла, освящённая в 1865 году. В 1875 году через Ригу проезжал австрийский император Йозеф II, который, посетив этот небольшой храм, был крайне удивлен и возмущен бедным и неприглядным видом капеллы. Он пожертвовал внушительную сумму денег на строительство более представительного храма.

Первый камень в фундаменте будущей церкви был освящён в 1784 году, а спустя год произошло освящение вновь построенной церкви в честь Скорбящей богоматери, службу проводил епископ Янис Бениславскис. На строительство церкви пожертвовали будущий император России Павел I, польский король Станислав Понятовский и другие польские магнаты. Кроме того, оказывали финансовую помощь, по мере своих возможностей, местные католики. Согласно указаниям императрицы Екатерины II все здания на замковой площади, в том числе и церковь должны были строиться в стиле классицизма.

В церковь вело три входа, главный располагался с боковой стороны. Сама церковь была выполнена в стиле классицизма, но отдельные детали принадлежали к барокко.

В мае 1854 года в Ригу приезжал российский император Николай I, который, осмотрев храм, заявил, что здание является недостаточно вместительным, а именно слишком узким. Замечания императора ускорили проведение ремонтных работ. В 1858 году началась кардинальная реставрация здания, продолжавшаяся 2 года. Руководителем перестройки был молодой и талантливый архитектор Иоганн Даниэль Фельско.

Последняя перестройки церкви Скорбящей Богоматери, в результате которой храм приобрёл современный внешний вид, состоялась в 1895 году. Архитектором проекта стал немецкий мастер Вильгельм Бокслаф. Он придал зданию нео ренессансный облик и расширил её путем достройки помещения для совершения обряда крещения.

В результате Цeркoвь Скорбящей Богоматери приобрела изящную эклектичную отделку, практически без изменений сохранившуюся до наших дней. Высота церкви, включая шпиль, составляет 35 метров. Главный вход находится со стороны Замковой площади. Длина церкви составляет 48 метров, ширина – 17 метров. Цeркoвь Скорбящей Богоматери относится к церковным зданиям зального типа. Верхушку трёхэтажной башни, выполняющей функцию доминанты, венчает пирамидальный шпиль.

Относительно внутреннего интерьера стоит отметить, что после неоднократных перестроек, каждая из которых привнесла что-то своё, что в нем произошло причудливое смешение всех архитектурных стилей. Здесь можно заметить элементы классицизма, в этом стиле церковь была сделана изначально. Первая перестройка привнесла элементы романтики и готики, ну и позднее всех появились элементы нео ренессанса. Церковь благополучно перенесла периоды войн и советское время, все это время она была действующей.

Площадь Ливу

Площадь Ливу

Площадь ЛивуЖивописная площадь Ливу появилась в Риге в 1950 году на месте постройки, разрушенной во время Великой Отечественной войны. Спроектировал её П.Селецкий.

Официально площадь называлась сквером у Филармонии. В 1974 году её реконструировали по идее К.Баронса. Была разбита сеть дорожек и оборудованы места для отдыха. В центре площади располагался бассейн с фонтаном, который в настоящее время не работает. В феврале 2000 года сквер у Филармонии был переименован рижскими властями в площадь Ливу.

Зимой площадь Ливу превращается в городской каток, а летом – в чудесное кафе, в котором можно купить различные сувениры. Здесь часто в летнее время устраиваются всевозможные мероприятия. Площадь развернулась на 0,5 гектаров.

Если пройти от памятника «Свободы» через Городской канал до Ливской площади, то можно увидеть красивейшие здания Большой и Малой гильдий, расположенных напротив друг друга на улице Амату. В 1354 году немецкие купцы, владевшие всей торговлей в Риге, организовали Большую гильдию. Её деятельность ликвидировали после революции 1917 года. Современный вид здание Большой гильдии обрело в середине XIX века. В 1965 году оно было реконструировано и приспособлено для работы Латвийской государственной филармонии. В фойе филармонии можно увидеть витражи, выполненные по эскизам латышского художника А.Цирулиса. Здание Большой гильдии имеет величественные эклектические формы английской готики.

Здание Малой гильдии построено в таком же стиле. Малая гильдия была образована в XIII веке и являлась объединением всех ремесленников. Только её члены имели возможность стать цеховыми мастерами. В 1936 году была ликвидирована.

Напротив Большой гильдии находится грандиозное здание с двумя башенками, на каждой из которых расположены черные кошки. Это знаменитый дом Чёрной кошки или Кошкин дом, являющийся неофициальной визитной карточкой Риги. Здание в стиле позднего рационального модерна было построено в 1909 году по проекту архитектора Фридриха Шеффеля.

Существует древняя легенда, по которой состоятельный домовладелец Блюмер не попал в рижскую Большую гильдию и, конечно, очень разозлился. Им были заказаны скульптурные изображения чёрных котов с выгнутыми спинами. Разместились они на остроконечных башенках доходного дома Блюмера. Но самое интересное, что эти коты были повёрнуты хвостами в сторону окон рабочей комнаты старейшины Большой гильдии, ясно показывая циничное отношение купца к членам гильдии.

По одной из ответвлений этой традиционной экскурсионной байки, против Блюмера был организован судебный процесс. Говорят, что его так и не удалось заставить развернуть котов в нужном направлении. Скорее всего, Блюмер был близким другом судьи или же платил щедрые взятки часто меняющимся судьям, которые в приговоре заявляли, что коты – свободные животные, и они гуляют сами по себе, а главное, что без них Рига потеряет часть своего архитектурного богатства. Трудно сказать, когда удалось договориться с господином Блюмером, однако, в один прекрасный момент коты были развёрнуты «правильным» ракурсом.

Площадь Ливу, Большая и Малая гильдии и Кошкин дом в Риге являются гармоничным архитектурным ансамблем, привлекающим своим величием и красотой.

Югендстиль

Югендстиль

Югендстиль

ЮгендстильЮгендстиль зародился в конце 19, начале 20 века. Югендстиль или Арт Нуво — это немецкое названия стиля Модерн.

Говоря о Риге, местные обычно употребляют термин «югендстиль», а не «модерн». Югендстиль представляет собой одну из ветвей стиля модерн, его немецкую разновидность. В переводе с немецкого Jugendstil означает «молодой стиль». Свое название он получил от популярного немецкого журнала «Югенд» («Молодежь»), который начал издаваться в Германии в 1896 г.

С 1902 до 1914 г. все рижские архитекторы использовали в своем творчестве приемы модерна и, конечно, его декоративные формы. В рижской застройке этого времени почти невозможно найти сооружение, в котором так или иначе не проявилась стилистика модерна. Это относится даже к тем зданиям, которые созданы в духе других концепций.

Югендстиль характеризуют простые геометрические линии и формы. Архитекторы стремились сделать элементы фасада максимально декоративными: стилизованные орнаменты, гирлянды цветов, скульптуры различных животных, статуи женщин, извилистые переплёты ограждений балконов и лестниц, облик лиц. По фасаду зданий в стиле Югендстиля можно было судить даже о хозяине и истории дома.

Одним из самых ярких архитектором в Риге был Михаил Эйзенштейн, который работал в Прибалтийском управлении государственным имуществом, и в частном порядке занимался архитектурой. По словам сына Сергея, знаменитого кинорежиссера, Михаил Эйзенштейн построил около 53 домов в стиле Югендстиля

Шведские ворота

Шведские ворота

Шведские ворота

Шведские воротаШведские ворота являются памятником культуры, архитектурным комплексом, расположенным в нескольких домах на улице Торня в Риге в Латвии.

В 1621 году Рига находилась под властью Швеции. Шведская оккупация продолжалась до 1711 года. Естественно, шведское владычество оставило заметный след в рижской истории. В это время в городе появились новые здания архитектуры: Яковлевские казармы или казармы Екаба и Шведские ворота, которые входят в настоящее время в число самых популярных достопримечательностей Риги.

Петр I приказал уничтожить казармы Екаба. Позже на их месте были выстроены новые. Шведские ворота же являются единственными из всех городских ворот, которые дошли до наших дней почти без изменений.

Легенда повествует, что Шведские ворота были возведены в конце XVII века. Один инициативный и предприимчивый рижский купец решил прорубить ворота в своём доме № 11 по улице Торня. Таким способом он хотел увильнуть от уплаты пошлин на товары, которые официально ввозились через Песочные городские ворота. Так как ворота располагались в его доме, купец решил взимать плату за проезд через них.

Тем не менее, существует и более реалистичная версия образования Шведских ворот. Скорее всего, городскими властями было решено оборудовать закрываемый проезд к зданиям, находившимся на улице Торня. Поэтому и были прорублены новые ворота.

Шведские ворота стали так называться по двум причинам: прежде всего, их появление совпало со временем оккупации Риги шведами, а вторая причина состоит в том, что чаще всего шведские солдаты пользовались этими воротами. Солдат расквартировывали в Яковлевских казармах, которые находились недалеко от ворот. Поэтому Шведские ворота представляют собой своеобразный символ эпохи правления шведов. На ночь Шведские ворота были заперты на мощнейшие засовы, а сторожа пристально следили, чтобы ни одна живая душа не смогла проникнуть через них.

Существует предание, в котором говорится о разгаре страшной чумы. В это время город находился «на карантине». Одна юная девушка попыталась проникнуть через Шведские ворота, чтобы повидаться с возлюбленным. Но сторожам удалось её поймать. С девушкой обошлись весьма жестоко. Она была заживо замурована в стену. С тех пор по ночам со стороны стены слышны страшные плач и стоны несчастной.

Но не только эта несчастная девушка стала заложницей Шведских ворот. По другой легенде, в стену рядом с воротами были замурованы двое влюблённых: латышская девушка и шведский офицер. Их любовь изначально была обречена. Ведь по законам Швеции офицеры могли вступать в брак только с девушками-шведками. Влюблённые пренебрегли правилами, за что и поплатились собственными жизнями.

В наше время эта старинная легенда позволяет влюблённым проверить искренность их чувств. Нужно пройти сквозь Шведские ворота вместе со своей второй половинкой. И если их чувства так же сильны, как и чувства несчастных влюблённых, то ровно в полночь пара услышит заветные «Я люблю тебя!», доносящиеся из стены.

А ещё поговаривают, что некоторое время в квартире, располагавшейся над Шведскими воротами, жил городской палач. У него была привычка «предупреждать» рижан о готовящейся казни. Накануне ночью он всегда клал на окно красную розу, и все жители знали о предстоящем кровавом действе.

В 1926 году Общество архитекторов Латвии арендовало у властей города дом со Шведскими воротами, который был перестроен в соответствии с его новым назначением. Здание приобрело барочный вид, полностью совпадающий со временем его появления. Интерьер дома (печи из кафеля XVII-XVIII веков, классицистические и барочные плафоны и так далее) был обустроен рижским архитектором и художником А.И.Трофимовым.

В настоящее время ансамбль Дома архитекторов включает в себя дома № 11, № 13 и № 15 у Шведских ворот. Кроме латвийского Союза архитекторов здесь располагается библиотека, в которую можно свободно попасть и обогатиться знаниями об истории и культуре страны.

Три брата

Три брата

Архитектурный комплекс в Риге Три брата.Архитектурный комплекс Три брата.

Три брата – самый старый комплекс жилых домов расположенный в Старой Риге на улице Маза Пилс (Малая Замковая). Эти три дома сохранились ещё с 15 века. Сегодня в них располагаются Музей архитектуры и Государственный центр охраны памятников культуры.

По легенде, три дома, тесно прижавшиеся друг к другу, действительно построили мужчины, принадлежавшие одному роду. Во времена средневековья, улица, на которой стоят дома, находилась на окраине города. Здесь жили ремесленники. В доме № 17, самом старом из «братьев», находилась ремесленная мастерская. Предполагается, что здание «самого старого брата» построено в 1490 году. Дом имеет аскетическую архитектуру, единственным украшением сооружения являются 2 каменных столбика, расположенные перед входом. В этом доме было всего 1 помещение, которое использовалось и как мастерская, и как лавка, а также место, где живут люди. До сих пор сохранились каменные скамьи, расположенные по обеим сторонам от двери здания, которые являются характерными чертами времён раннего Средневековья.

Дом № 19, являющийся средним «братом», представляет собой самую роскошную постройку, с точки зрения архитектуры, среди трёх братьев. Вход среднего «брата» украшает надпись «Soli deo gloria!». В отличии от самого старшего «брата», в этом доме был отдельный просторный зал с большими окнами, тогда как жилые помещения находились со стороны двора.

Самый младший «брат» построен во второй половине 17 века. В этом доме, на каждом этаже находились небольшие квартиры. Фасад здания украшен маской. Которая, по замыслу автора, должна была служить защитой дома от злых духов.

В период с 1955 по 1957 гг. проводилась реставрация «трёх братьев». Работа проводилась по проекту Петериса Саулитиса, с помощью Г. Янсона. В стены был вмурован каменный портал, доставленный из утраченного Дома Черноголовых, а также кованый герб, с датой 1554 года.

Пороховая башня

Пороховая башня

Пороховая башня

Пороховая башняПороховая башня — единственный сохранивший до сегодняшнего дня фрагмент оборонной системы Риги. Первые письменные упоминания об этой башне встречаются в летописи 1330 года. Специально для магистра Ливонского ордена в крепостной стене Риги пушечным ядром было проделано отверстие, через которое он въехал в покорённый город. После завоевания Риги членами ордена было принято решение реконструировать и усилить систему фортификационных сооружений города. Так, по одной из версий и появилась знаменитая башня. Однако есть и другая теория, которая гласит, что башня была построена уже в конце 13 века, то есть до покорения Риги Орденом.

По имеющимся архивным данным изначально башня имела форму подковы, и лишь к середине 14 века обрела свою нынешнюю, цилиндрическую форму. Система фортификационных сооружений города состояла из 28 башен, которые в разные периоды истории перестраивались и получали разные названия.

В один из периодов была перестроена и Песчаная башня, её превратили в шестиэтажное здание и между верхними этажами оборудовали так называемую кладовую, предназначенную для ловли ядер противника. Вдохновителем реконструкции выступил магистр Ливонского ордена. Однако уже в 1621 году башня была разрушена в результате боевых действий во время шведско-польской войны. Однако фортификационная система была реконструирована, и башня вновь вернулась к жизни. Существует версия, что после этих военных действий она и получила свое нынешнее название и стала называться Пороховой. Однако опять же это только теория.

По второй версии своё название башня получила уже в мирные времена, когда её приспособили под склад, в котором хранился порох. Однако эта версия не является убедительной. Так же существует и несколько мнений, относительно вмурованных в стену башни ядер. Одна из них гласит, что все эти ядра – эхо многочисленных осад города русскими войсками. А вторая теория говорит, что эти ядра появились только после реконструкции 30-х годов 20 века. Согласно этой версии ядра были специально вмурованы в стены башни реставраторами.

В годы Российской империи башня оказалась невостребованной, а к середине 19 века и вовсе встал вопрос о ликвидации всех фортификационных сооружений, так как они ограничивали город и не давали ему возможностей территориального роста. И вот уже в 1856 году был принят план реконструкции города, согласно которому все укрепления должны были быть снесены. Однако в этот раз Пороховая башня была помилована, однако предназначения ей не нашли и она пустовала ещё 30 лет.

С 1892 года для башни начинается новый виток истории. Теперь она принадлежит студентам, которые произвели в ней ремонт за свои средства и оборудовали в башне пивную и несколько залов для танцев. Пивная печально знаменита тем, что в ней стали озвучиваться националистические идеи. Само имя башни можно связать со становлением нацизма, ведь в разное время в ней выступали такие идейные вдохновители движения коричневых рубашек как М. Э. Шейбнер-Рихтер и Арно Шикеданц. Башня выполняла свою новую функцию вплоть до 1916 года. Лишь с началом Первой мировой войны студенты вынуждены были покинуть обжитое место.

В башне открывается музей Латышских стрелков, а затем ему на смену приходит Военный музей. В 1938 году Пороховая башня пережила очередную реставрацию и окончательно приобрела современный облик. Однако со становлением режима СССР в башне снова происходят изменения, и в ней открывается военно-морское училище имени Нахимова. А в 1957 году в башне снова открывается музей, на этот раз Музей Октябрьской революции. В 1991 году власти меняются, и в башне снова действует Военный музей. Этот музей действует и сегодня, экспозиция его богата разнообразными экспонатами, рассказывающими об истории страны.

Бременские музыканты

Бременские музыканты

Бременские музыканты

Бременские музыкантыБременские музыканты это Памятник – героям сказки братьев Гримм – стоит в самом центре старой Риги. Как известно, герои сказки – осёл, собака, кот и петух — идут в Бремен, чтобы стать музыкантами, но по дороге они сталкиваются с разбойниками, которых пугают своим пением, встав друг на друга. Разбойники в страхе убегают, а музыканты остаются жить в их доме.

Первый памятник бременским музыкантам был создан немецким скульптором Герхардом Марксом в 1951 для города Бремен. Бронзовая скульптура представляет главных героев сказки, стоящих друг на друге и поющих песню. Памятник стал символом города.

По мотивам скульптуры, скульптор Крист Баумгартель создал похожий, но оригинальный памятник в 1990 году. Бремен, побратим Риги, подарил столице Латвии этот памятник. Побратимы же Бремен и Рига по праву – епископ Альберт Буксхеведен, основатель Риги был родственником Бременского архиепископа. Считается также, что немецкие купцы, первыми высадившиеся в устье Даугавы в 11ом веке, были именно из Бремена (хотя документальных подтверждений легенде не найдено).

Памятник стал одним из экскурсионных объектов Риги. И сфотографироваться на память с бременскими музыкантами стремятся не только дети. Сегодня нос осла – а осёл стоит в самом низу композиции, стал заметно светлее, потому что прикоснуться к нему считается хорошей приметой. Есть возможность реализовать ещё три желания, потереть носы других животных. Самое сокровенное желание исполняет петух, до которого дотянуться сложнее всего.

Кошкин дом

Кошкин дом

Кошкин дом

Кошкин домКошкин дом это здание расположено в центральной части Старого города Риги, построено в 1909 году архитектором Фридрихом Шеффелем в стиле позднего рационального модерна.

Оба кота на здании под названием «Кошкин дом» предельно симметричны, они украшают башенки над перекрёстками улиц Мейстару и Маза Смилшу (Малая Песчаная) и Мейстару — Зиргу (Лошадиная). Центральный фасад здания отличается симметричной композицией, посередине его венчает скульптурное символическое изображение орла с распахнутыми крыльями, готового взмыть в небо — это изображение также выполнено в соответствии с принципом центральной точки симметрии; оно представляет собой символическое указание на вечную борьбу до достижения победного конца. Орёл способен смотреть на солнце не моргая, что стало одной из причин для признания этой птицы ключевым солярным символом — это функциональное наполнение способствовало официальному включению орла в концепцию символики модерна.

Существует старинная никем не проверенная легенда, согласно которой богатый домовладелец Блюмер (Плуме), недовольный тем, что ему не позволяли стать членом рижской Большой гильдии, представительского органа рижского купечества, предпринял акт психологического возмездия. Он заказал скульптурные изображения чёрных котов с выгнутыми спинами и поместил их на остроконечных башенках своего доходного дома, расположенного на противоположной стороне улицы Мейстару (по современному адресу улица Мейстару 10/12). Однако коты эти в довершение картины были повёрнуты хвостами в сторону окон рабочего кабинета старейшины Большой гильдии, так что не дипломатический аспект приходился как раз на самое уязвимое место.

По одной из традиционных экскурсионных баек, против Блюмера был затеян судебный процесс, однако юридическими мерами не удавалось добиться от Блюмера того, чтобы котов развернули. Блюмер был хорошим другом судьи или же платил щедрые взятки часто менявшимся судьям, которые в приговоре со всей ответственностью заявляли, что коты эти гуляют сами по себе, они — свободные животные и без них Рига утратит часть своего архитектурного богатства. Сложно сказать, когда была заключена мировая со строптивым и неуступчивым господином по фамилии Блюмер (Плуме), однако в итоге рано или поздно коты были развёрнуты «правильным» ракурсом.

Домский собор в Риге

Домский собор

Рижский Домский собор

Домский собор в РигеРижский Домский собор является символом и одной из главных достопримечательностей города Риги. Домский собор, это крупнейший средневековым храм в странах Балтии. В первую очередь, Домский собор отождествляется с религией и верой. Домский собор, не просто здание — этот архитектурный проект занесён в реестр Мирового Наследия, вот уже более ста лет он прославляет имя своего архитектора Е.Ф. Валкера. Название собора происходит от латинских выражений — «Domus Dei» («Дом Бога»). В настоящее время — главное церковное здание Евангелическо -Лютеранской Церкви Латвии. Наравне с церковью Святого Петра и собором Святого Екоба, является высотной доминантой Старой Риги и образующим градостроительным элементом старого города (в частности, ключевым зданием Домской площади).

Его строителем стал епископ Рижский Альберт, основатель ордена «братьев Христова рыцарства», больше известных под именем меченосцев. С их помощью он покорил племена ливов и обосновался в Ливонии. В 1210 году сгорел рыбацкий посёлок рядом с епископским подворьем, и Альберт воспользовался случаем, чтобы захватить этот кусок земли. В 1211 году был заложен первый камень в основание собора и освящена земля, отведённая под строительство. На храм расходовались огромные средства, собираемые в виде налогов с завоёванных прибалтийских земель. Епископский собор должен был превзойти церковь св. Петра, которую тогда начали строить ремесленники и торговцы Риги. Альберт пригласил архитекторов из Германии и поставил перед ними задачу построить храм в новом, расцветающем готическом стиле. Грандиозные своды, поддерживаемые колоннами, витражи, изобилие скульптуры, план в виде креста – все эти черты готики были совершенно не свойственны местной архитектуре, поэтому величественное здание собора возвышалось над городом как символ торжества католической церкви.

Рядом с Домским собором был построен монастырь для Домского капитула. В конце XVI века в соборе был установлен орган. Окончательный вид собор приобрёл только в XVIII столетии, после нескольких перестроек. Например, форма башни, которую четыре раза поражала молния, при восстановлении каждый раз менялась в зависимости от вкусов эпохи. Органный зал в Домском соборе, одно из популярнейший мест для туристов. Орган, обладающий неимоверной акустической силой, имеет четыре набора клавиш для рук. Он реконструировался трижды. Произведения для великого органа писали многие выдающиеся композиторы и давали свои концерты прямо в соборе. На момент его постройки в мире не существовало органа, который бы в размерах превзошёл этот.

За многие годы существенно вырос культурный слой вокруг собора, так как собор нерушимо стоял все эти годы, а вокруг него то и дело исчезали и снова возникали новые поселения. Теперь для того, чтобы попасть внутрь церкви нужно спускаться по ступеням вниз, а раньше приходилось подниматься вверх, да время не стоит на месте. Сама Домская церковь была реставрирована в 1959 – 1962 годах, в ней был воссоздан интерьер именно таким, каким был более четырёхсот лет назад, и все так же под его сводами звучит орган. Сегодня в монастырских корпусах располагается Музей истории Риги и Музей мореходства.

Дом Черноголовых

Дом Черноголовых

Дом ЧерноголовыхДом Черноголовых это знаменитый памятник архитектуры 14 века, расположенный в самом центре Риги. Неоднократно перестраиваемое здание было большей частью разрушено в годы Великой Отечественной. Восстановить здание удалось уже в наши дни.

В исторических документах впервые здание упоминается в 1334 году как новый дом Большой гильдии, а выстроен во времена орденской оккупации в период с 1330 по 1353 годы. В конце пятнадцатого века здание было сдано в аренду Черноголовым и называлось в те времена не иначе как «Двор короля Артура», нынешнее же название дом получил предположительно в конце 60-х 16века.

Черноголовые – это братство, состоящее из молодых и неженатых иностранных купцов. Братство существует с конца тринадцатого века и находится под покровительством св. Георгия, но позднее покровителем братства становится св. Маврикий, чей символ в виде черной головы в гербе и стал отличительным знаком братства.

Основателями самой богатой и влиятельной компании были представители не только рижских, но и заграничных фирм, занимающиеся прямой поставкой товаров в Ригу. Они же и создали компанию Черноголовых как противовес Большой гильдии оседлых купцов города, занимающихся перекупкой товаров. Но, не смотря на отделение, компания все, же находилась под присмотром Большой гильдии вплоть до конца семнадцатого века.

По историческим данным с 1477 года Черноголовые арендуют дом, выстроенный для общественных нужд гильдией ремесленников. Украшая и перестраивая здание, Черноголовые со временем становятся единоличными владельцами Нового дома. Первая половина дня здание работает как биржа, а вторая половина дня посвящена отдыху – в нем проводятся различные вечера, балы, и концерты, тем более, что в зале замечательная акустика.
В разные времена в этом доме бывали и явно и тайком русские цари и царицы. Портреты монархов Швеции и России служили украшением зала, среди них есть портрет, лично подаренный Екатериной второй. Так в книге почётных гостей, среди множества записей есть подпись самого Бисмарка.

Наравне с Большой гильдией организация руководила общественной жизнью города, принимала активное участие в обороне, а к концу 1895 года стала клубом немецких купцов, прекратив свою деятельность как корпорация. А с 1939 года после репатриации немцев клуб закрыт.

Первоначальный вид дома, к сожалению, неизвестен. Здание занимает площадь в 425 кв.м., основную часть дома Черноголовых занимает центральный зал. Под залом находился разбитый на несколько помещений небольшой этаж и подвал под ним. Чердак дома служил складским помещением. Несмотря на неоднократные перестройки и изменения всего дома – нетронутым оставался именно зал, как ядро здания, представляющее собой историческую ценность.

Сегодняшний вид фасада был выполнен в начале 17 века в стиле европейского маньеризма. По предположениям профессора Виппера, авторов архитектуры здания нужно искать среди мастеров Бремена, Данцига и Дании. В наши дни учёные предполагают, что это Бодекер или же Янсены. Фасад украшен скульптурами, отделка выполнена с помощью художественной ковки, ещё одно украшение – часы. На Доме Черноголовых расположены уникальные астрономические часы с механизмом “вечного календаря”. Три циферблата часов помимо времени показывают число, месяц и год, а также время восхода и захода солнца и фазы луны. В музеях истории Риги и мореходства, а так же в Архитектурном музее хранятся различные фрагменты отделки здания и части интерьера дома Черноголовых.

В 1684 году достроили крыльцо, через которое можно прямо с площади попасть на второй этаж. Ещё одна пристройка в два этажа сооружена в 1794 году, а 1816 году ещё одна, но уже со стороны реки Даугавы. В эти же годы открытое крыльцо сменил крытый вход. Самое последнее и, пожалуй, значительное изменение в фасаде привнесли статуи Нептуна, Меркурия, Единства и Мира, выполненные из цинка и установленные в 1886 году.

В 1941 году в июне дом попал под обстрел немецкими войсками, его руины простояли до 1948 года. На месте разобранных руин Дома Черноголовых вместо Ратушной площади появилась площадь Латышских красных стрелков с построенным музеем и памятником Латышским Красным Стрелкам. После того, как Латвия обрела независимость, площадь вновь стала называться Ратушной, а музей переименовали в « Музей оккупации Латвии».

Изначально не собирались восстанавливать Дом Черноголовых, но к 800-летию Риги, его все-таки отстроили заново. Перед ним стоит статуя – символ свободы, судебной власти и охраны торговли, в виде Роланда. В самом доме в наши дни находится музей и концертный зал, где часто проводятся концерты симфонической музыки.

Рижская Городская Ратуша

Городская Ратуша

Рижская Городская РатушаРижская Городская Ратуша

Городская Ратуша в Риге одна из достопримечательностей Риги. Разглядывая Рижскую Ратушу, возникает ощущение, что она всегда стояла на этом месте, но это не так. Первое здание Ратуши занимало своё место там, где сейчас высятся лабораторные корпуса РТУ. Они были возведены в 60-х годах 20 века. Когда в 1990-е годы заговорили о восстановлении Ратуши, то пришлось возводить на новом, а не на её историческом месте.

Согласно историческим хроникам первое здание Городской Ратуши находилось на перекрёстке двух улиц: Тиргоню (Торговой) и Шкюню (Сарайной). Горожане смогли силой завоевать право иметь орган городского самоуправления после 1225 года. В те годы восстали те, кто был недоволен властью епископа Альберта фон Буксгевдена. Спустя год, в 1226 году Рига сумела отстоять права города и возможность вести самостоятельную политику. Это обстоятельство повлекло за собой создание городского совета, а также строительство для него здания. Построенная Городская Ратуша располагалась у так называемых больших ворот, которые являлись центральным въездом в Ригу.

Первое здание Рижской Городской Ратуши

Предполагают, что первое здание Ратуши было разрушено в результате сражения, развязанного Орденом, когда орденские войска упустили Ригу в результате народного восстания в 1297 году. Хотя в 1330 году Ордену удалось отвоевать Ригу. Новое здание, упоминание о котором встречается в письменных источниках 1334 года, было построено взамен старого на рижской рыночной площади.

Второе здание Рижской Городской Ратуши

Предполагается, что второе здание Рижской Городской Ратуши было выстроено в готическом стиле, крыша была высокая двускатная. Всего было 6 помещений. Комнаты на первом этаже сдавались под торговые площади. Каждый год, накануне общенародного праздника – дня Святого Михаила, когда проходили массовые народные гуляния, глашатая с балкона Ратуши зачитывали новые указы и постановления, включая и изменения в области налоговых сборов, а также монополий на производство какого-либо товара (например, пива). Выступления глашатаев позднее получили название бюргерских речей. После 175 года на балкон Ратуши приглашали музыканта, который наступление каждого нового часа «озвучивал» мелодией.

Второе здание Ратуши получило сильнейшие повреждения во время осады города войсками Петра I в 1709-1710 годах. Решение о сносе здание было принято лишь в середине 18 века. В то же время началась проектировка и возведение нового здания, уже третьего по счёту, его строительство продолжалось 15 лет в связи с тем, что правительство выделяло средства на постройку новой Ратуши периодически.

Третье здание Рижской Городской Ратуши

Третье здание Ратуши было выстроено в стиле раннего классицизма, башня имела барочные формы, само здание обрамлял колонный портик тосканского ордена. В 1791 году была построена мансардная часть.

Реконструкция здания Городской Ратуши началась в 1848 году, руководил работами молодой архитектор И.Д.Фельско. Над усовершенствованием существующего здания Фельско трудился 2 года, был надстроен третий этаж.

В 1877 году в результате реформ городского самоуправления Рижская рада (городской совет) был упразднена. В здании Ратуши разместилась главная городская библиотека Риги. Кроме неё, здесь располагался банк и городской сиротский суд. Так было вплоть до Второй Мировой войны. Летом 1941 году Здание бывшей Ратуши попало под сокрушительный обстрел, тогда же был большой пожар, в котором многие здания, включая и Ратушу, сгорели.

Руины Городской Ратуши не трогали несколько лет. Лишь после 1954 года, согласно решению Рижского горисполкома, они были разобраны. А на месте Ратуши в середине 50 годов 20 века начали строить новые корпуса Рижского университета. Кое-какие фрагменты Ратуши чудом были сохранены до наших дней: скульптурные фрагменты фронтона, скульптура Фемиды.

Проектировать новое здание Городская Ратуша начали в конце 1990-х годов. Реализовать проект удалось лишь к 2000 году. Новое ратушное здание было открыто в ноябре 2003 года. Новое здание представляет собой копию исторического здания, которое, однако, по-разному оценивается архитекторами и проектировщиками. Сегодня в этом здании располагается Рижская дума.

Riga

Рижский замок

Рижский замокРижский замок это одна из самых известных и популярных достопримечательностей Риги, который с удовольствием посещают российские и иностранные туристы.

Замок был заложен в 1330 году магистром Ливонского ордена Эберхардом фон Монгеймом. Это было трёхэтажное здание, опоясывающее квадратный двор. На нижнем этаже располагались хозяйственные помещения, на втором — кельи братьев ордена, резиденция магистра, помещения для собраний, трапезная, капелла.

В 1481 году вспыхнула вооружённая борьба горожан и ордена. Рижане начали осаду Рижского замка, и его защитники вынуждены были сложить оружие. Три дня подряд горожане громили стены и башни замка. В 1491 г. орден осадил Ригу и город капитулировал. Горожанам пришлось вернуть все расхищенное имущество ордена и построить новый замок.

Магистр ордена Вальтер фон Плеттенберг сам начертил общий план замка в виде 4-х угольного здания с угловыми башнями. Строительство нового Рижского замка было завершено в 1515 году и пришлось на последние годы могущества Ливонского ордена. Кубическое здание было укреплено двумя мощными круглыми башнями – башней Св. Духа и Свинцовой башней. На первом этаже замка размещались хозяйственные службы, на втором — покои магистра ордена, почивальня братьев Ордена и капелла. К ним примыкали парадные залы и трапезная. После падения Ливонского ордена Рижский замок служил резиденцией польской администрации и сохранил своё значение крепости. Гарнизон замка составляли около 300 всадников и несколько пушек. Когда Рига перешла под власть шведов, в Рижском замке находилась резиденция шведской администрации. В 1649 г. на месте форбурга построили новый двухэтажный каменный корпус с угловым эркером. Существует легенда, что этот эркер распорядилась построить королева Кристина.

В начале XIV века Рижский замок был окружён оборонительным рвом, а в XVI веке укреплён земляным валом и бастионами. В 1682 году к замку было пристроено здание арсенала. Когда Рига вошла в состав Российской империи, в Рижском замке расположилась резиденция генерал-губернатора. В XIX веке замок неоднократно перестраивался. В Рижском замке с 1801 по 1803 год служил секретарем генерал-губернатора князя Сергея Голицына известный баснописец И.А.Крылов. В 1938 году Рижский замок стал резиденцией Президента Латвийской Республики. С 1940 до февраля 1941 года в замке размещался Латвийский Совет народных комиссаров, а в феврале 1941 года здесь был открыт Дворец пионеров. В настоящее время в южной части замка размещаются экспозиции музея зарубежного искусства, музея Истории Латвии и музея литературы и истории искусства имени Райниса. С 12 июня 1995 года в Рижском замке расположена официальная резиденция Президента Латвии.